История развития института прав потребителей
- Уровень потребления всегда определялся достигнутым уровнем развития производственных сил
- Постепенно формировалось законодательство, которое защищало интересы как продавцов, так и потребителей
- Интересы потребителей отстаивались в свободном торге на древних рынках
- Изначально права покупателей защищались правовыми обычаями
- В законах Хаммурапи были изложены нормы хозяйственного права
- В Дигестах Юстиниана были собраны вопросы юристов в том числе о правах покупателей на вещи
- В Древнерусском Государстве законодательно были установлены пошлины за взвешивание товаров
- В конце 18 века в Западной Европе появились потребительские общества
- В конце 10 века в США появились правозащитные организации, работавшие в сфере прав потребителей
- В 1899 году появилась Национальная лига потребителей
- В 1973 году был создан Консультативный комитет по защите прав потребителей
- 22 мая 1991 года был принят Закон СССР «О защите прав потребителей»
Принципы гражданских правоотношений
- Равенство сторон
- Неприкосновенность собственности
- Свобода договора
- Недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в частные дела
- Необходимость беспрепятственного осуществления гражданских прав
- Обеспечение восстановления нарушенных гражданских прав, их судебной защиты
Источники правового регулирования потребительских прав
1) Гражданский Кодекс РФ
2) ФЗ «О защите прав потребителей»
3) Специализированные законы, например, ФЗ «О техническом регулировании», ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов», ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и другие
4) КоАП РФ и Уголовный Кодекс РФ
Договор купли-продажи
Согласно статье 454 ГК РФ, договор купли продажи – это договор, согласно которому одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).
Публичная оферта
Согласно статье 437 ГК РФ, реклама и иные предложения (коим является ценник, размещенный на прилавке магазина), адресованные неопределенному кругу лиц, рассматриваются как приглашение делать оферты, если иное прямо не указано в предложении
Права потребителей и их особенности
- Гражданские права, которые возникают из договоров и иных сделок
- Добросовестность участников гражданских правоотношений предполагается
- Лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков
- К объектам гражданских прав относятся вещи, иное имущество, в том числе неимущественные права
- Выступая в роли потребителя, гражданин вправе приобретать движимые и недвижимые вещи
- Право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи
- Исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон
- Право потребителя на просвещение в области защиты прав потребителей обеспечивается
Перечень прав потребителей
- Право на безопасность товара
- Право на информацию об изготовителе
- Право на приобретение товара по установленной цене
В случае обнаружение в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, потребитель по своему выбору вправе:
- потребовать замены на товар этой же марки
- потребовать замены на такой же товар другой марки
- потребовать соразмерного уменьшения покупной цены
- потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков
В случае обнаружение в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, потребитель по своему выбору вправе:
- отказаться от исполнения договора купли-продажи
- потребовать возврата уплаченной за товар суммы
При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества
Потребитель при обнаружении недостатков выполненной работы вправе по своему выбору потребовать:
- безвозмездного устранения недостатков выполненной работы
- соответствующего уменьшения цены выполненной работы
- безвозмездного изготовления другой вещи
При это потребитель обязан возвратить ранее переданную ему исполнителем вещь
Права и обязанности изготовителя и дистрибьюторов
- Вправе устанавливать срок службы на товар (работу), предназначенный для длительного использования, в течение которого изготовитель обязуется обеспечивать возможность использования товара (работы)
- Обязан установить срок службы товара (работы) длительного пользования
- Вправе устанавливать на товар (работу) гарантийный срок
- Продавец вправе установить на товар гарантийный срок, если он не установлен изготовителем.
- Изготовитель несет ответственность за недостатки товара, обнаруженные в течение срока действия дополнительного обязательства
- Изготовитель обязан обеспечить возможность использования товара в течение срока его службы
- Изготовитель обеспечивает ремонт и техническое обслуживание товара, выпуск и поставку в торговые и ремонтные организации запасных частей
- Изготовитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах)
Возможные ограничения прав потребителей
На некоторые товары потребители имеют ограниченные права, так как по объективным причинам возможности возврата и замены данных товаров ограничены
К таким товарам относятся:
- легкие самолеты, вертолеты и иные летательные аппараты
- автомобили легковые, мотоциклы, мотороллеры
- тракторы, моноблоки, мото-культиваторы, машины и оборудование для сельского хозяйства
- катера, лодки, яхты
- оборудование для навигации и беспроводной связи с двумя и более функциями
- системные блоки, компьютеры, ноутбуки, персональные ЭВМ
- комплекты спутникового телевидения
- игровые приставки
- телевизоры, проекторы с цифровым блоком управления
- цифровые фото- и видеокамеры, объективы к ним
- кухонная техника
- наручные часы с двумя и более функциями
Вышеперечисленные изделия можно вернуть только в случае их поломки или обнаружения брака.
С целью установления причины выхода из строя подобной техники должна быть установлена независимая экспертиза, в результате которой специалисты составят техническое заключение о наличии заводского брака либо о характере и причинах поломки.
Некоторые случаи нарушения прав потребителей
- Реализация просроченных продуктов питания, товаров ненадлежащего качества
- Реализация товара по цене, не соответствующей указанной в ценнике
- Предоставление услуги перевозки ненадлежащим образом, вследствие чего товары теряют товарный вид или свои свойства
- Отсутствие достоверной информации о продукте питания, введение клиента в заблуждение о составе продукта
- Отказ в предоставлении гарантийного ремонта, технического обслуживания
- Обвешивание клиента, продажа одного товара дважды, обман кассирами
- Отказ в возврате дефектного товара
Способы защиты прав потребителей
- Признание права
- Восстановление положения, существовавшего до нарушения права и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения
- Признание оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности
- Возмещение убытков
- Взыскание неустойки
- Компенсация морального вреда иными способами
- Самозащита права
- Присуждение к исполнению обязанности в натуре